Братство трезвости

В 2005 году в состав Всероссийского Православного Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» вошло Братство трезвости в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», что при храме святителя Чудотворца Николая в селе Озерецкое.

Братство действует с 2001 года, имеет благословение правящего архиерея, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

 Видео принятия обета трезвости 17 февраля 2013 г.

http://www.youtube.com/watch?v=pZjPStlq9Tg&feature=youtu.be

Цель Братства трезвости – помочь людям освободиться от духовной зависимости от пьянства, табакокурения и других страстей, стать полноценными членами Православной Церкви. В основе работы Братства лежит приобщение опыту, накопленному в течение многих лет православными трезвенными организациями Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ижевска и других центров трезвенного движения.

Каждое воскресенье перед Божественной Литургией все члены Братства читают перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» акафист, в конце которого молитвенно поминают всех страждущих от пьянства и нетрезвой жизни. Зачастую весь приход принимает участие в этой молитве. Помимо этого каждый трезвенникнесет ответственность: дома в определенный день недели прочитать акафист и помолиться о пьющих людях и о членах Братства. Таким образом, акафист читается Братством ежедневно. На Божественной Литургии на проскомидии вынимаются частички и поминаются страждущие, перед храмовыми тропарями поется тропарь иконе «Неупиваемая Чаша», особые прошения о болящих вставляются всугубую ектению.

После Божественной Литургии в классе проводятся занятия. Их цель: научиться видеть и ненавидеть свои грехи и страсти; узнать, как в Таинствах Церкви можно познавать Живого Бога, Его Божественную Любовь к кающемуся грешнику, чтобы полюбить Небесного Отца и вечную жизнь с Ним и возвестить исправлением своей жизни об этой любви всем родным и знакомым. На занятиях читается и объясняется Евангелие, делаются доклады о православном вероучении и о духовной жизни, о Богослужении, о проблемах семьи и воспитания, о возможности нести людям знание о здоровом образе жизни.

Помимо этого на приходе имеется возможность содержать небольшой реабилитационный центр для страждущих от алкогольной и табачной зависимостей. Необходимое условие помощи таким людям – их желание и готовность ради этой цели трудиться под руководством священника. Таких страждущих мы поселяем на территории прихода как минимум на 6 месяцев. Каждый день вечером с ними проводятся занятия, главные темы которых:

·       правда об алкоголе, его воздействие на организм и психику человека;

·       как человек приобретает предрасположенность к потреблению алкоголя;

·       алкоголь, как причина вымирания народов России;

·       духовная жажда, как причина потребности человека в наркотическом веществе, и губительный способ ее утоления;

·       понятие о человеке, его телесной, душевной и духовной жизни;

·       смысл жизни человека;

·       о Господе Боге и Его заповедях;

·       Таинства Церкви – источник истинной радости, путь к обретению смысла жизни;

·       о грехе, подготовка к исповеди;

·       спасение души – путь к спасению семьи, рода, народа.

Таким образом, смысл занятий сводится к обретению страждущими трезвенных убеждений, им предлагается выбрать путь духовного трезвения в традициях Православной Церкви. Проживая на территории прихода, будущие трезвенники подчинены определенному режиму: с территории прихода отлучаться им запрещено без благословения настоятеля, утром и перед сном все вместе читают положенные молитвы, выполняют сельскохозяйственные, строительные и другие работы, при этом питаются и проживают эти люди бесплатно. Обязательно присутствуют на Богослужениях, приучаются к исповеди и Причастию. Важнейшее средство изменения пораженного грехом сознания и выработки трезвенных убеждений – это написание дневников. Каждый вечер перед сном страждущие письменно отвечают на вопросы дневника, который потом сдают на проверку настоятелю. Ответы должны быть максимально полными. Отвечая на вопросы дневника, страждущие определяют свою цель (трезвость, освобождение от порока) и средства ее достижения, ставят перед собой задачи и анализируют их выполнение, описывают свое душевное и физическое состояние сегодня, что было сделано для спасения души и что упущено, как налаживаются отношения с окружающими людьми.

Подобные занятия и работа с дневниками оказались полезны не только алкоголезависимым, но и их родственникам. Они в дневниках отражают борьбу с какой-либо из своих страстей: с раздражительностью, с чревоугодием и пр. При этом родные страждущих начинают понимать причины происходящего и, находя свою вину в семейной драме, по-другому относиться к тем, в ком еще вчера видели причину своего несчастья.

    Занятия с желающими избавиться от алкогольно-табачной зависимости и их родственниками постоянно проводятся на приходе. Естественным результатом их является воцерковление слушателей. Большая часть тех, кто прошел цикл занятий, обычно решают вступить в Братство трезвости и жить церковной жизнью в духовных традициях нашей Церкви.

Вступление в Братство Трезвости происходит в два этапа: на первом желающий готовится к принятию Обета трезвости. В этот период он вместе со всеми членами Братства читает акафист Божией Матери перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша», изучает Устав и принимает следующие правила жизни:

 

Мой путь ко спасению

·       Посещение всех воскресных и праздничных церковных служб (вечерних и утренних).

·       Регулярная еженедельная исповедь и регулярное Причащение Святых Христовых Таин.

·       Старательное отношение к домашней молитве и чтению Евангелия.

·       Внимательное отношение членов Братства друг к другу, своевременная поддержка, оказание помощи брату, сестре – трезвенникам, находящимся в состоянии, угрожающем уклонением от трезвости. Необходимо немедленно поставить в известность священника-духовника о таковом состоянии или о совершившемся отпадении от трезвости члена Братства.

·       Уклонение от общества и дружбы с коснеющими в нетрезвой жизни людьми. Если общение приносит вред, то разрыв с ними всех контактов.

·       При появлении желания выпить или поддаться другому порокумолитвенно взывать к Спасителю, Божией Матери, святым с просьбой о помощи, с твердым намерением побороть страсть и с преданием себя в волю Божию. Если возможно – читать Евангелие и молитву Иисусову с поклонами.

·       Изо всех сил уклоняться от сквернословия и добрыми словами уговаривать родных и близких бросать пьяную, нетрезвую жизнь.

·       Читать духовные книги, воздерживаться от просмотра соблазнительных передач по телевизору и слушания соблазнительных речей; не пропускать собрания нашего Братства.

·       Всегда держать в памяти слова апостола Павла: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов» (Гал. 6, 2). Видишь, что твой брат, трезвенник, в нужде, горе, – помоги ему деньгами, советом, помоги всем, чем можешь. Если будут над тобой смеяться, злословить, что ты записался в трезвенники, переноси это кротко, больше в таких случаях молчи, помни всегда, что того, кого гонят и преследуют на земле, ожидает великая мзда на Небесах. Во всяком недоуменном случае обращайся за советом к священнику.

Полноценное вступление в Братство определяется моментом, когда желающий на молебне, совершающемся по установленному в Православной Церкви чину, дает в присутствии духовника Обет трезвости. При этом обет дается с целью воздержания от винопития, а не гнушения вином, осужденного Апостольскими Правилами. Епископ Петр (Екатериновский) в сочинении «Правила и практика православной аскезы» писал: «Обет есть действие богопочтения, в котором дается добровольное обещание пред Богом посвятить Ему лицо или вещь, или сделать какое-либо доброе дело, к которому человек не обязан законом, или воздержаться от чего-либо, не запрещенного законом». В Ветхом Завете мы встречаем упоминание об обете назорейства: «Если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего, приготовленного из винограда, не должен пить и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи» (Числ. 6, 2–4). Об ответственности дающего обет Богу говорится в книге «Второзаконие»: «Если даешь обет Господу, Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь, Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех» (Втор. 23,21). Что воздержание оградит человека от впадения во многие грехи, открывает нам библейская книга «Притчи»: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Прит. 23, 31–35).

Нередко люди, которые сами от этого порока не страдают, дают обет трезвости ради своих ближних.Делают они это из-за чувства братской любви и сострадательности к их немощам, руководствуясь при этом словами ап. Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14, 21).

Замечательны слова святителя Тихона Задонского: «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая – Богу. Хочешь служить врагу – пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением – и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много, ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это – не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им. Давайте же сделаем так, и помоги нам Бог».

В IV томе книги «Добротолюбие» есть слова прп. Феодора Студита: «…Хорошо не пить вино, особенно вам, юнейшие, потому что от него возгораются страсти. Мы и без того имеем в себе волнение свойственных естеству нашему страстей, для чего нам вводить в себя еще и винных возбудителей? Вкусите и увидите, как благо воздержание от вина. Воздерживающийся от него увидит себя не носимым помыслом, не возгораемым душевно, но всегда трезвенствующим в любви к Богу и ревностным ко всему лучшему и содействующему спасению. Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе. Пиющий воду облекается в одежду умиления…»

Свт. Игнатий Брянчанинов в своих «Аскетических опытах» предостерегает: «И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употреблении вина… По этой причине все ухмеляющие напитки, особливо хлебные, возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости, и тем победы в мысленной брани.

Побежденный ум, особливо сладострастными помыслами, усладившийся ими, лишается духовной благодати; приобретенное многими и долговременными трудами теряется в несколько часов, в несколько минут.

«Монах отнюдь не должен употреблять вина», – сказал преподобный Пимен Великий. Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие. Святые отцы следовали этому правилу, а если и употребляли вино, то весьма редко и с величайшею умеренностью… Самые ревностные подвижники благочестия для пития употребляют одну воду, избегая не только разгорячающих и ухмеляющих напитков, но и питательных, каковы все хлебные напитки».

А вот как увещевает нас святой Иоанн Кронштадтский: «Хуже ли Я тебя упоеваю из Чаши Моей, что ты пьешь водку? – Мало разве Я веселю тебя, что ты пьешь еще для веселья увеселяющее питие?» – Господи! Твое веселье, от Чаши Твоей получаемое, совершенное, несравненное: оно и сердце веселит и тела не обременяет нимало; а вино веселит сердце (Пс.103,15), но и отуманивает и одебеляет его и тяжесть производит потом в душе и теле. «Или Тайны Мои не укрепляют твоего тела? – Но ты сам испытал стократно, что они крепость, исцеление и здравие не только души, но и тела. – Итак, оставь пить водку. Не отуманивай своего сердца, не прогоняй благодать Мою от себя: она нежна, тонка, целомудренна и легко оскорбляется малейшим плотским угодьем. – Я люблю желудок постный, питающийся простым хлебом и водою»(св. прав. Иоанн Кронштадтский, «Дневник» т.IV).

Отчего происходит жажда к вину? Оттого, что христиане не имеют в сердце спасительной Божией благодати; оттого, что не жаждут своего вечного спасения, а по обольщению врага и собственному невниманию пренебрегают им, как чем-то маловажным. Жажда Божественной благодати, жажда своего спасения прогнала бы всякую жажду вина и вообще чувственных удовольствий, как представление жажды вечных сладостей на небесах отнимало у святых охоту к земным сладостям (св. прав. Иоанн Кронштадтский, цит. по: «Спутник христианина». М., 1993).

В «Житии преподобного отца нашего Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря» пишется: «Старец Иринарх… сидит в затворе и постится, носит на себе многие и тяжелые железа, не пьет хмельного и мало ест да и братии учит делать тоже – пребывать «в трудах» и поститься, хмельного и в уста не брать, говоря, что это есть самое большое зло; следует, говорит, монахам быть, как ангелам, ни о чем не скорбеть и плоти своей не щадить: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14, 22).

«Что винопитие прекращено, прекрасно… Это самое лучшее пособие к тому, чтобы тело было всегда бодро, трезвенно и свежо. Великое есть сие дело!» – пишет свт. Феофан Затворник («Наставления в духовной жизни»).

Преподобный Серафим Саровский, по свидетельству священномученика Серафима Чичагова, «кушать, не возбраняя, благословил всегда вволю, но вина – чтобы и запаха его у меня в обители не было!» («Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», 1903).

ЕщеС.А. Рачинский, будучи очень воцерковленным православным человеком, писал: «Трезвость – еще не есть нравственность. Но она необходимое условие всякого нравственного преуспевания. Алкоголь отравляет и, наконец, убивает волю – источник всякого нравственного делания».

Обет трезвости дается для того, чтобы создать условия для утверждения в добродетели воздержания, привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвигах воздержания. Бог не оставит Своей помощью человека, желающего жить трезво и богоугодно. Благодатная церковная форма отречения от пьянства – обет трезвости – предлагается человеку как действенное средство в борьбе с этой страстью и предполагает с его стороны деятельное участие в жизни Церкви. При этом обет трезвости располагает к решительному изменению всей жизни человека, ему необходимо расстаться со своим эгоизмом, научиться преодолевать негативные черты своего характера, такие, как раздражительность, конфликтность, зависть, жадность, лень. Дающий обет обязан приложить все усилия к действенному покаянию, только в этом случае действие благодати в его душе принесет ожидаемый плод.

Нужно помнить, что обет трезвости может давать человек, который осознал смысл этого духовного действия, имеет опыт церковной жизни, понимает меру ответственности, которую он берет. Также ему необходима готовность стать членом общества трезвости, чтобы жить новой трезвой жизнью и служить своим трудом делу ее утверждения. Если кандидат не соответствует этим критериям, обет трезвости для него неполезен, поскольку он не сможет его исполнить. В этом случае можно рекомендовать человеку самостоятельно воздерживаться от употребления алкоголя, пройти курс занятий в обществе и начать жить церковной жизнью.

Обеты трезвости, таким образом, даются самими страждущими, их родственниками и людьми, занимающимися трезвенной работой, для укрепления себя в этом подвиге. Это действенная помощь родственникам страждущих, которые призваны помочь своим ближним, в том числе собственным примером, в достижении трезвости. С.А. Рачинский писал об этом в своих трудах: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, но никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи» (Цыганков В.А. Неизвестный Рачинский // Трезвение, № 4, 2003. С.1; № 5–7. С. 2).

Торжественно служится молебен. В конце службы каждый трезвенник читает молитву: познав всю пагубу своих страстей и грехов, от них исходящих, он пред пречистым образом Богородицы, пред святыми мощами и образами изъявляет твердое намерение и дает крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому и других, равно не принимать никакого участия в различного рода зазорных играх и не произносить скверных, гнилых словв грядущее время – от сего дня впредь на такой-то срок. Далее он просит Премилосердого и Всещедрого Господа Иисуса Христа благословить его благое намерение и помочь ему, слабому и немощному, благополучно сдержать данное им слово ради славы Божией и во спасение души своей силою Честнаго и Животворящего Креста, молитвами Всепречистой Владычицы нашей Богородицы, святителя Николая, священномученика Харалампия, святых царственных мучеников и всех святых.

В заключение дающие обет получают от духовника Грамоты трезвенника, расписываются в Книге Братства, где записаны их имена и срок обета. Срок обета бывает разный, устанавливается духовником, обычно, на исповеди. Кроме того, имя каждого вносится в синодик Братства, который подается для молитвенного поминовения на Литургии. За несколько дней до окончания срока снова страждущий дает Обет на более длительный период, если увереннее чувствует себя в своем новом состоянии. В настоящее время в нашем приходе 55 человек – православные трезвенники.

Все члены братства, в том числе родственники пьющих и не имеющие алкогольной зависимости, решили полностью отказаться от употребления спиртного, ибо, по их словам, невозможно высказать, как тяжело видеть страдания людей, наших братьев и сестер, а самое главное – ни в чем не повинных детей, от алкогольной беды. Неужели приятно употреблять спиртные «напитки», зная, какие тяжкие мучения они приносят нашим близким. Неужели ради них не согласимся пожертвовать малейшим удовольствием, которое для себя подчас необоснованно считаем невинным. Потому никто не жалеет, что на праздниках наших нет ничего хмельного, как нет недостатка в общении и веселье.

Таким образом, болезненная зависимость от табака, алкоголя и других наркотиков непосредственно связана с искажением духовной жизни человека и является его следствием. Освобождение от зависимости достигается, во-первых, при воздействии на душу страждущего исцеляющей Божественной благодати через Таинства Церкви – исповеди, причащения. Во-вторых, необходимо привить ищущим спасения от пристрастия к чему-либо правильные понятия об алкоголе, о Боге, окружающем мире, человеке, душе. Здесь необходимо пастырское окормление: огласительные беседы, занятия по изучению основ Православия, надо научить наблюдению за своим духовным состоянием, покаянию, молитве, воздержанию. И, наконец, Обет трезвости замечательно способствует исцелению души, пораженной страстью, так как страждущий ощущает себя под особым покровом Божиим, если только старается строить свою жизнь по правилам христианского благочестия под руководством священника-духовника.

Когда человек полюбит Богослужение, молитву, исповедь, Причастие, когда жалко ему любого нетрезвого человека, тогда только можно говорить о его освобождении от пагубной страсти.

Несколько циклов занятий были проведены в Наркологическом центре г. Дмитрова. Здесь около 4 лет (2004–2007 гг.) действовала организованнаяпсихологом Натальей МихайловнойГавриловой православная группа. Каждую средудля бесед с членами этой группы Наталья Михайловна приглашала священников. Здесь с большой радостью встречали священников Дмитровского благочиния протоиерея Анатолия Пахмутова, отца Димитрия Колупаева, а также членов нашего Братства трезвости. Трудами членов православной группы была обустроена молельная комната, в ней совершались молебны, читали акафисты, проводились беседы. В занятияхс группой неоднократно принимал участие Сергей Борисович Шилков, руководитель Школы трезвения при храмах в Косино. В январе 2006 года цикл занятий по освобождению от зависимости провелНиколай Владимирович Январский – руководитель трезвенного движения в г. Ижевске (Удмуртия).Это опытный педагог, специалист, ведущий уже много лет работу по освобождению страждущих от алкогольной зависимости. Его живое слово при богатой эрудиции и умении заинтересовать любого человека привлекали каждый вечер все большее количество слушателей, дали нам возможность приобрести новый опыт в помощи людям, страждущим от алкоголя и табака. А сколько было слышно слов благодарности от самих страждущих, открывших для себя новые радости, новую жизнь, в которой нет места отравлению себя и окружающих алкогольными и табачными ядами и связанному с этим горю личному, семейному, общественному.

Еще с древних времен мощным средством привлечения милости Божией, особенно во время войн, эпидемий, природных катаклизмов, являлись Крестные ходы. Традиционным для братства трезвости стало ежегодное проведение крестных ходов под девизом «За Россию трезвую», в которых принимают участие обычно от 80 до 100 человек. В ближайшее к празднику иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (18 мая) воскресенье мы совершаем молитвенное шествие вокруг села Озерецкое и пос. «Совхоз Останкино», осенью – на дальние расстояния (15–16 км) – в те места, где нет православного храма или он разрушен. По пути непрерывно звучат молитвы, в поселениях служатся молебны. Поздравляя жителей с праздником, мы распространяем православную литературу, газеты и журналы.

В конечном пункте после молебна бывает небольшой концерт: мужской хор храма исполняет русские народные и патриотические песни.

Братство ведет и просветительскую работу: организует паломнические поездки, издает листок «Трезвение» (в 2006 году выпускалась газета «Чаша спасения»). Летом 2005 года в храме был записан молебен с акафистом перед иконой «Неупиваемая Чаша». Диски с записью и кратким рассказом о жизни храма и Братства успешно распространяются.

Мы приглашаем всех добрых людей, особенно православных пастырей, принять участие в трезвенном движении. Ведь в наше судьбоносное время от трезвости – трезвения каждого – зависит будущее нашего народа, страны. Научить этому людей словом и примером – кто возьмет на себя этот подчас тяжелый труд, если не мы, православные священники.

А теперь несколько примеров.

Около 15 лет назад появился в храме прихожанин А., стал работать водителем. Время от времени он впадал в запои, которые длились от 10 до 15 дней. Жена, пришедшая в храм одновременно с мужем, решительно стала бороться за него: читала акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», старалась жить духовной жизнью. Супруги стали членами Братства и дали обет трезвости. Уже более пяти лет, как А. совсем не употребляет алкоголя, он помолодел, успокоился, появился новый стимул к жизни, новая интересная работа.

В другой семье муж выпивал каждый день.Жена 5 лет молилась с верой, дома терпела скандалы, истошный крик, нецензурную брань. Наконец супруг согласился посещать занятия, но первое время не вступал в Братство. Теперь уже два года, как дал обет трезвости, радуется новой трезвой безалкогольной жизни, часто причащается Святых Христовых Таин.

А есть и такой случай: человек после страшных запоев с белой горячкой пришел к нам в Братство. Занятия и обет трезвости помогли ему стать трезвенником, но он долго не мог расстаться с табаком. Испугавшись того, что ему придется писать дневники в течение длительного времени каждую ночь, он решительно, потерпев абстинентные муки, расстался с курением.

И таких историй множество.

11-Я ШКОЛА-СЛЕТ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРЕЗВЕННИКОВ

Летом, с 22 по 28 июля 2009 года, по благословению правящего архиерея Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия силами приходского братства трезвости была организована 11-я по счету школа-слет всех православных трезвенных организаций с целью обмена опытом работы и нахождения способов и путей взаимодействия с государственными и общественными органами в борьбе с алкогольным и табачным злом. Десять предыдущих встречпроводились на подворье Ново-Тихвинского женского монастыря в селе Меркушино Екатеринбургской епархии.

Впервые православные трезвенники собрались на подмосковной земле в уютном уголке Дмитровского района на берегу озера Долгое. Аэропорт «Шереметьево» владеет расположенной в этом прекрасном месте базой отдыха. Хозяева любезно предоставили возможность проживания и питания участникам встречи, местная администрация обеспечила транспортом.

В работе школы-слета приняли участие более 100 человек из 18 регионов: представители православных трезвенных организаций Кипра, Казахстана, Украины, Белоруссии, Татарстана, Удмуртии, Красноярского края, Тюменской, Курганской, Челябинской, Свердловской, Тверской, Нижегородской, Ивановской, Калужской, Ярославской областей, из Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области. Тринадцать священнослужителей из следующих епархий: Московской, Витебской, Ижевской и Удмуртской, Екатеринбургской, Тверской, Калужской, Курганской и Шадринской,а также представитель Кипрской Православной Церкви, были направлены своими правящими архиереями для участия в работе встречи.

В первый день встречи участники собрались в актовом зале Дома культуры сельского поселения «Совхоз «Останкино», где с приветственным словом к трезвенникам обратились заместитель Главы Дмитровского района А.А. Поспелова, благочинный церквей Дмитровского округа протоиерей Афанасий, глава местной администрации Р.Д. Сарсадских. Гости познакомились сдеятельностью местного приходского братства трезвости в честь иконы «Неупиваемая Чаша».

В последующие дни работа школы-слета проходила в основном на территории базы отдыха. Здесь 23 июля состоялся Круглый стол на тему «Трезвенная работа во взаимодействии с учреждениями социальной, медицинской направленности». Заместитель Председателя Всероссийского братства «Трезвение», канд. хим. наук И.П. Клименко представил доклад на тему «Сравнительный анализ эффективности различных стратегий по снижению употребления алкоголя, табака в обществе».

Канд. мед. наук К.Д. Данишевский, консультант программ по общественному здоровью Открытого института здоровья, в своем выступлении охарактеризовал современную ситуацию с курением табака в России и акцентировал внимание на необходимых мерах государственной политики в свете ратификации Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком и уже имеющихся правовых документов.

О профилактических мероприятиях, реализуемых при участии общества «Трезвение» в школах г. Екатеринбурга, доложил председатель братства «Трезвение», канд. пед. наук иерей Игорь Бачинин. Очень интересно о методах трезвенной работы в школе, об организации досуга молодежи, избравшей трезвость, как основу жизни, рассказал в своих докладах прибывший из г. Казани председатель Международной независимой ассоциации трезвости канд. ист. наук Ловчев В.М.Незабываемые впечатления оставили выступления протоиерея Илии Шугаева на тему о духовных основах семьи. Главный врач Дмитровского Центра медицинской профилактики Т.А. Кочешкова рассказала опроблеме алкоголизации населения Дмитровского района и возможных решениях ее.

24 июля братством «Трезвение» совместно с администрацией г. Лобня была организована конференция на тему «Консолидация в противодействии алкогольной угрозе». Заседания проходили в здании администрации г. Лобня, актовый зал был полон, так как послушать докладчиков пришли более 140 человек: представители образования, медицины, культуры, правоохранительных органов и других социальных структур городов Москвы, Лобни, Дмитрова, Королева, Орехово-Зуево, Талдома. С добрыми пожеланиями плодотворной работы обратилась к православным трезвенникам Первый заместитель главы города А.А. Куманова. Председатель братства священник Игорь Бачинин сделал сообщение о действовавшем в дореволюционной России общественно-государственном движении «Попечительство о народной трезвости» и о возможности использования накопленного этим движением опыта сегодня. Яркими были выступления президента Российской ассоциации общественного здоровья канд. мед. наук А.К. Деминао доступных формах взаимодействия сгосударственной властью на различных ее уровнях в противодействии распространению курения табака; В.М.Ловчева о методике проведения праздника трезвости на уровне крупного города. На примере города Казани были раскрыты исторические трезвенные традиции и современное их воплощение. Протоиерей Илья Шугаев представил интересный доклад на тему: «Организация профилактической трезвенной работы в школе». Всеобщее внимание привлекло выступление И.Я. Медведевой, известного детского психолога, автора многих книг, посвященных проблемам воспитания. Ирина Яковлевна рассказала о ювенальной юстиции и влиянии ее на увеличение алкоголизации народонаселения России. Почти все доклады сопровождались наглядными видео-презентациями. Конференция показала необходимость и возможность объединения Церкви и государственных структур в преодолении острого кризиса, вызванного современным уровнем потребления в России алкоголя, табака, наркотиков.

В субботу 25 июля состоялся Круглый стол на тему «Организация трезвенной работы на приходе». К радости всех участников перед ними выступил профессор Московской духовной академии А.И. Осипов. В своем обращении к участникам Алексей Ильич ясно показал, что трезвость невозможна без духовной жизни, в которую человек входит через искреннее покаяние и смирение.

Кроме докладов в программе школы-слета имели место семинары по оказанию помощи людям, попавшим в сети алкогольной (табачной) зависимости. Три вечера такие семинары блестяще проводил председатель братства отец Игорь Бачинин.

Вечером в субботу в Никольской церкви села Озерецкое все члены братства вместе с прихожанами приняли участие в богослужении Всенощного бдения. Утром в воскресенье после чтения акафиста перед иконой «Неупиваемая Чаша» благочинныйхрамов Дмитровского района протоиерей Афанасий в сослужении настоятеля, четверых прибывших на встречу священников и диакона совершил Божественную Литургию. На Литургии причащалось более 100 человек. По окончании богослужения отец Афанасий совершил чин «Последования молебного пения при изъявлении обета трезвости», во время которого 49 человек приняли обет трезвости. Обращаясь к народу, отец Афанасий передал трезвенникам благословение правящего архиерея Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювенилия.

Вечером в воскресенье было проведено обсуждение результатов работы школы-слета и поставлены задачи дальнейшего развития трезвенного движения. И завершился этот день творческим вечером: в теплой и дружеской обстановке звучали песни и стихи, в частности выступила известная певица из Санкт-Петербурга Анна Абикулова.

В понедельник 27 июля всем была предложена паломническая поездка по местам жизни преподобного Сергия Радонежского: гости побывали в Радонеже, в Хотьковском Покровском монастыре и в Троице-Сергиевой Лавре. Во вторник 28 июля в храме была совершена утреня и Божественная Литургия в честь святого равноапостольного князя Владимира, вечером – небольшое путешествие по трем нашим озерам и, после ужина, отъезд участников.

Отмечая высокий уровень докладов и насыщенность встречи, ее участники в качестве итогов отметили, что подобные встречи служат не только обмену опытом и сплочению внутри самого Всероссийского братства «Трезвение», но также способствуют развитию контактов и дальнейшей совместной работе во взаимодействии с представителями духовенства и светских властей региона.

Таким образом, в России накоплен богатый опыт утверждения трезвости именно на основе духовно-нравственного просвещения, этот опыт эффективно применяется сегодня.