Освящение куличей в д. Гульнево у церкви Рождества Богородицы.Сельское поселение Габовское.

Беседа настоятеля церкви Рождества Богородицы протоиерея Алексия Тимофеева с местными жителями перед освящением куличей. Видео : http://www.youtube.com/watch?v=bwhWxHBBMic

 

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы село Гульнево
Впервые село Гульнево Каменского стана с многочисленными деревнями упоминается в межевой грамоте 1504 г. С незапамятных времен стояла на кладбище этого села деревянная церковь в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В документах 1566 г. село отмечено как дворцовое, но в начале 17 века, видимо, было пожаловано Великим Государем Михаилом Федоровичем верному слуге Дмитрию Сергеевичу Тагаеву «за осадное сидение» во время Смуты. В 1624 году вдова хозяина Просковья Ивановна Поскочина продала имение Дмитрию Мамстрюковичу Черкасскому – представителю известного княжеского рода, сложившегося в России во 2-й половине 16 века из выезжавших на русскую службу правителей Кабарды, преимущественно из адыгейских племен, называемых в России черкесами. При Черкасских действовавшая церковь Рождества Богородицы описана как «деревянная клецки, в ней деисус, двери царские, образы местные, и ризы, и книги, и колокола и всякое церковное строение мирское; у церкви во дворе поп Осип Афанасьев, во дворе понамарь Ивашко Андреев; в 1728 году село стало принадлежать его жене Настасье Гавриловне.
Сам Никита Юрьевич был    видным    государственным    деятелем,    генерал-фельдмаршалом. В 1719 году поступил на службу в Преображенский полк, и после этого участвовал во многих войнах, затем возглавлял Военную коллегию, а в 1740-1760-х годах занимал важный пост генерал-прокурора Сената. Именно его стараниями 1734 года ноября 19 числа издан указ синодального Казенного приказа о том, чтобы вместо ветхой деревянной церкви построить на том же кладбище вновь церковь каменную во имя Рождества Пресвятой Богородицы да с пределами Николая чудотворца и священномученика Мефодия епископа.
 8 мая 1778 года при владельце имения князе Петре Никитиче Трубецком состоялось освящение придела святителя Николая, и только в 1782 году было совершено полное освящение (возможно, переосвящение) храма.
Незадолго до смерти Петра Никитича Трубецкого село было продано титулярному советнику купцу первой гильдии Никифору Степановичу Калинину, владельцу шелковой фабрики. В 1794 году Н.С. Калинин подает в Дмитровское духовное правление прошение разрешить ему в здании церкви вместо деревянного весьма малого восьмерика построить каменный, крышу покрыть новым железом, заменить деревянную колокольню на новую из камня, ограду сделать из кирпичных столбов с решеткой и в храме «ради вокальной музыки» поставить хоры.
В 1798 году церковь уже полностью каменная, имеет один придел  в честь Николая Чудотворца. Служат в ней священник, дьячок и пономарь. Приход имеет 33 десятины пашенной и сенокосной земли в общем владении с помещиком Калининым, от которого получают 200 рублей в год. В 1801 году Никифор Калинин подает прошение епископу Дмитровскому Серафиму, в котором сообщает об усердном желании устроить второй придел в честь святителя и чудотворца патриарха Никифора Цареградского (своего небесного покровителя). В том же году, видимо, был освящен престол и выдан антиминс. К 1805 стараниями помещика Н.С. Калинина возобновлен иконостас, расписаны стены живописью, сделаны новые крылосы.
В 1818 году владелец села губернский секретарь и кавалер Павел Никифорович Калинин подает на имя Высокопреосвященнейшего Августина архиепископа Московского, члена Святейшего Правительствующего Синода, прошение, в котором сообщал: «В вотчине моей при селе Гульневе церковь каменная с кумполом деревянным, которой желаю докласть каменной и покрыть как кумпол, так и всю трапезу с колокольнею железом». Указ, разрешающий провести эти работы, был послан священнику Ивану Тимофееву. К 1820 году все работы завершены, у здания храма появились две боковые пристройки.
В Клировых ведомостях за 1822 год сообщается, что церковь «возобновлена тщанием владельца Павла Никифоровича Калинина». В архитектурном облике храма нашли сочетание стилистические признаки различных периодов его строительства. Сооружение каменного здания в 1730-х годах отразилось характерным для того времени стилем барокко. Обновление внешнего вида в 1782 году и строительство колокольни в 1794 обогатили церковь классическими формами, созданные в 1820 году боковые пристройки украсили архитектурный вид элементами ампира. В храме три престола: холодный – праздника Рождества Пресвятой Богородицы и два теплых в трапезной – в честь святителя Николая Чудотворца и святителя Никифора Цареградского. Причт: священник, дьячок и пономарь. Священником с 1793 года служил Иван Тимофеевич Яхонтов, дьячком – с 1781 года Петр Тимофеевич Беляев. Приходских дворов 99 (в 1790 году было 85, в 1813 – 96), земли 33 десятины. В состав прихода церкви кроме села Гульнево входили села Удино помещика Жеребцова, Попково господина Вердеревского, Нефедово госпожи Барановой, Шихово, Медведково, Федотово господина Бехметьева, Редькино княгини Волконской, Пески господина Шалимова.
По сведениям 1845 года церковь была прочной и не нуждалась в ремонте. Вся земля находилась в пользовании причта, к Гульневской церкви в это время была приписана кладбищенская Покровская церковь села Удино (построена по заказу владельца села князя И.А. Вяземского в 1789 году в стиле классицизма). В 1896 году за счет кружечного сбора в храме перестелили полы и устроили печь, в 1902 году церковные средства позволили заменить ветхий одноярусный иконостас в Никольском приделе на трехъярусный, с добавлением новых икон.
В 1910 году произведена страховая оценка храма, в которой выделены: Богородицерождественская церковь каменная, покрытая окрашенным в зеленый цвет железом, снаружи побелена известью, внутри расписана масляной краской и сторожка церковная деревянная. Всего земли при церкви 35 десятин и 205 кв.сажен. в приходе имеется земская школа в деревне Каменка.
Настоятелем храма в это время был священник Петр Алексеевич Малиновский 1873 года рождения, сын священника, распределен в Гульнево по окончании Московской духовной семинарии в 1895 году. Занимал должности законоучителя Каменской земской школы, члена благочиннического совета, секретаря Гульневского участкового попечительства о бедных. С сентября 1915 отец Петр - председатель Каменского районного комитета по призрению беженцев и снаряжению армии. Псаломщик церкви Иоанн Николаевич Никольский трудился в с 1905 года. При храме жили: Татьяна Петровна Лебедева - жена умершего священника Петра Васильевича Лебедева, прослужившего 47 лет и уволенного по болезни в 1895 году, а также жена умершего псаломщика Николая Иванова, прослужившего здесь 44 года. Согласно страховой ведомости в приходе пред Октябрьским переворотом было уже 157 дворов.
Наступило тяжелое время правления в стране антирелигиозной власти. В 1922 году под видом помощи голодающим были изъяты потиры, лампады, с образов сорваны ризы, ограблены ценности из драгоценных металлов, веками хранимые для общенародного пользования, вложенные в храм благодарными жертвователями. 19 августа 1923 года 467 человек из 186 приходских домов обратились к властям с просьбой о регистрации церкви. Тогда же под давлением безбожной власти был принят устав приходской общины, в котором объявлялось, что общество может быть закрыто по постановлению губернского или областного исполкома, вследствие ареста части членов общества.
В мае 1926 года прихожане заключили соглашение с Дмитровским Советом рабочих и красноармейских депутатов, по которому приход получал в бесплатное пользование церковные здания в селах Гульнево и Удино с предметами культа, при этом нес соответствующие обязательства по их охране ремонту и пр. В течение 1924 -25 годов были отремонтированы глава колокольни, фундамент здания, сделан ремонт крыши и поднят упавший Крест. 19 мая 1940 года распоряжением исполкома облсовета депутатов церковь села Гульнево Коммунистического района была закрыта и переоборудована в кинотеатр. Какой безбожный чиновник праздновал победу, кто из прихожан пострадал за веру православную, неизвестно. Знаем только, что в несчастное утро 25 марта мрачного 1938 года нашли в доме священника его мертвое тело, в угоду властям распустили слух о якобы его самоубийстве.
Нет капитана, и будто ад исторг из очерствевших сердец человеческих свои смрадные волны ненависти и греха на незащищенный корабль, хлынули они из грехолюбивых сердец и всепожирающим языком пламени слизали все благолепие, так опалили святыню, что аж стены расплавились и потек кирпичь черными струями. Очевидцы рассказывали, как в конце 1960-х растяпством и безалаберностью хозяев был превращен в огромную печь и три дня пылал храм– Дом Бога Вышнего. Откатились в прошлое пенящиеся грехом и злобою волны безбожия, но не смели с лица земли русскую святыню. О тех, кто своей верностью и любовью спас храм говорит не висящая на стене табличка с кощунственной надписью: «памятник… охраняется государством», а одинокая могилка настоятеля протоиерея Петра Малиновского да разбросанные древние (18-начала 20 веков) могильные плиты с именами Д.А. Бахметьевой, Е.А. Ланге, К.А. Болотовой.
Бездействующий разрушающийся храм – знак оскудения на месте сем благодати Божией, духовная пустыня. Но милостив Господь, покровители здешних сел и деревень Матерь Божия Пресвятая Богородица со святителями Николаем и Никифором ждут увидеть кающееся ищущее чистоты и веры сердце. И помогут возродить святыню, тогда снова процветет край плодами жертвенной любви, крепкой веры и праведной жизни. В 2002 году храм в селе Гульнево возвращен Русской Православной Церкви, начались восстановительные работы, открыт банковский счет для пожертвований. В 2009 году Церкви переданы ранее принадлежавшие ей 3 га земли, судьбу расположенного на этой территории кладбища предстоит решать местным органам власти.
Настоятель: протоиерей Алексий Тимофеев.