Музей

ХРАМ, КАК ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАРОДА, СОКРОВИЩНИЦА КУЛЬТУРЫ. НА ПРИМЕРЕ НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ОЗЕРЕЦКОЕ

Вдоль Рогачовского шоссе на берегу Нерского озера расположено старинное, некогда богатое село Озерецкое. Живописный природный ландшафт, три озера – Круглое, Долгое, Нерское, оставшиеся от ледникового периода, лесные массивы, богатый животный и растительный мир издавна привлекали сюда людей. Считается, что первые обитатели появились здесь в IV тысячелетии до нашей эры. Основой их хозяйства были охота и рыболовство. Изготовляли они лепную глиняную посуду. Эти люди предпочитали селиться на берегах небольших речек и озер. Такие поселения известны в районе озер Долгое и Круглое. Очень древние каменные орудия найдены на одной из стоянок на Круглом озере. К IX веку относят находящиеся у села Мышецкое южнее Круглого озера славянские курганы, следы поселений славянских племен вятичей и кривичей.
Наш край - свидетель многовековой русской истории, теснейшими узами связанной с историей Москвы. Многие земли в окрестностях озер были наследственными вотчинами Московских князей. Рядом с деревней Рыбаки находилось древнее село Лопастенское. упоминаемое в духовной грамоте Иоанна Калиты (1339 год). Сохранились остатки этого села XIV века, а также следы более древнего домонгольского селища. В XVI - XVII веках село Озерецкое относилось к Селецкой десятине Московского уезда.
В 1654 году Алексей Михайлович дарит село Озерецкое Патриарху Никону. С тех пор село с тремя церквами, богатое церковными лугами, сенокосами и пашнями имеет и свой патриарший двор, неоднократно Никольская церковь принимает Патриархов Всероссийских. В 1703 году Великий Государь Петр Алексеевич издает указ о строительстве на месте деревянной церкви нового каменного Никольского храма, который сохранился до наших дней. Реет над селом, устремленное куполами то ли в небесные дали, то ли в голубизну вод озера Нерского церковь несказанной красоты. За триста лет сколько народу в крестьянских зипунах и поддевках, в боярских шубах и кафтанах, в мундирах и сюртуках, топчась на древних ступенях паперти в звездные пасхальные ночи ждали самой радостной, самой сердцу родной вести: «Христос Воскресе!»
Православный храм – сокровищница культуры народа. Самое прекрасное, что зарождалось в душе человека, в гармонии формы, цвета и звука, преподносилось как дар, как несмолкаемый гимн благодарности Господу Богу – Источнику Жизни, Спасителю и Человеколюбцу, Небесному Отцу. Богослужение – неисчерпаемый источник мудрости, любви, мужества и утешения; в росписи храма душа уже в этой жизни узнает вожделенную красоту вечного Небесного Царства, при виде Распятия Господа Иисуса Христа трепещет в благоговении перед Жертвой, приносимой ради ее спасения величайшей Божественной Любовью. В образах святых перед нами образцы, эталоны человека, носителя Духа любви, радости, мира и веры.
Никольская церковь в селе Озерецкое Дмитровского района Московской области, возрожденная к своему 300-летнему юбилею, многих привлекает сегодня фресками, выполненными старинным способом письма водяными красками по сырой штукатурке (автор – руководитель Московской иконописной школы А. Лавданский), пением мужского молодежного хора, детскими и взрослыми художественными промыслами. Культура неотделима от истории, в архитектуре храма отражено духовное богатство определенных исторических периодов страны. Подробнее об основных событиях в истории села Озерецкое и Никольского храма, об их далеком и недалеком прошлом и о сегодняшней жизни, повествуют шесть фресок в трапезной части храма. Клеймо, ближайшее к Крестовоздвиженскому приделу отражает события далекого 1654 года: восседающий на троне Великий Государь всея Великия и Белыя и Малыя России Алексей Михайлович дарит Святейшему Патриарху Никону свое село Озерецкое и вручает грамоту на владение им. В следующем клейме на южной стене видим Великого Самодержца Петра Алексеевича, согласно древнему преданию во время охоты отстал нечаянно Государь от своей дружины и потерялся в лесной чаще. Вот он с молитвой выходит к озеру, к деревянному храму на холме и, благодаря Спасителя и Его угодника Святителя Николая за спасение, обещает построить новый каменный вместо деревянного храм. Это произошло в 1703 году, последующее событие издания царем Петром Указа о постройке нового каменного храма и начало строительства изображает фреска на западной стене. Там же повествование в красках о посещении церкви святителем Филаретом митрополитом Московским и совершенном им в 19 веке освящении придела в честь праздника Крестовоздвижения. Одно из клейм на Северной стене открывает потомкам правду о русской трагедии XX века: о восстании на Бога народа-богоносца, о позорном предательстве и разрушении своей накопленной веками культуры, о боли и страданиях множества россиян, отказавшихся служить установившемуся богоборческому режиму. К числу исповедников веры в условиях тотального гонения на православную Церковь принадлежит служивший до 1935 года настоятель Никольского храма протоиерей Павел Александрович Виноградов, расстрелянный большевиками в 1937 году. Закрытый властями, лишенный богослужения храм пережил войну, разрушение временем и руками человеческими и был возвращен Церкви в 1990 году. Последняя историческая фреска находится возле отреставрированного придела в честь священномученика Харалампия и называется «Храм - дорога к небесам». Здесь рассказ о храме сегодня: подъем по крутой лестнице - это борьба с греховными пороками, и идут по этой лесенке дети и родители, идут радостно, потому что встречает их с распростертыми объятиями Сам Всемилостивый Господь и Спаситель. В исповеди и Причастии, в постах и церковных богослужениях обретает снова заблудившийся народ цель и правду жизни.
История села и храма более подробно представлена в экспонатах церковного историко-краеведческого музея. Он существует с 2004 года и находится в помещении, примыкающем к детской воскресной школе. В начале экспозиции представлены копии старинных документов: карта местности XVIII века, прошение (год?) митрополиту Филарету Московскому об освящении Крестовоздвиженского придела, список изъятых из храма богоборческой властью вещей, Дело по обвинению последнего настоятеля протоиерея Павла Виноградова. На стенах портреты бывших хозяев села - царя Алексея Тишайшего, Патриарха Никона, императора Петра, фотографии отца Павла и его близких. На стеллажах предметы, принесенные прихожанами или найденные на территории церкви.

Бумажную иконочку «Спаситель на водах» подарила в музей пожилая прихожанка, рассказала, что ее родственник был моряком и прошел с этим образом все моря и океаны. Изображен на нем Господь, протягивающий руку утопающему Апостолу Петру, а с обратной стороны надписано, что благословил этой иконой моряка, жителя села Озерецкое сам батюшка Иоанн Кронштадтский. Рядом под стеклом, как зловещее напоминание о недавнем «торжестве» атеистического безумия, найденный на пепелище, оставленном разрушителями храма, обожженный престольный крест. Здесь же фрагмент глазурованной черепицы, найденной при реставрации главы храма. Триста лет назад маковка, укрытая такою черепицей, украшала небо своей благородной глубокой зеленью под золотом венчающего креста. Старинные богослужебные книги, фрагменты церковной утвари, нательные кресты. На стенде рассказ о восстановительных работах и фотоснимки храма в год его закрытия и в различные периоды реставрации. Металлические части купола и крестов, замененные новыми, бережно хранятся в нашем музее.
После знакомства с историей храма «окунаемся» в бытовую жизнь старой России: шитые золотой и серебряной нитью одежды священников, сарафаны, рубашки, кички и убрус, кожаные женские туфельки, все это можно рассмотреть и потрогать.

Перегородка в виде частокола отделяет часть помещения, попадая сюда, оказываемся в обстановке крестьянского хозяйства. Здесь сани и детские деревянные саночки, ручная мельница, столярный инструмент; обычно среди предметов предлагаем гостям найти «первый летательный аппарат». Широко открытые от удивления глаза у взрослых, как и у детей, затем всеобщее ликование, когда летательным аппаратом оказывается ступа. Трудна крестьянская жизнь, но богатство и красота христианской души отражают разнообразные орнаменты на почти всех предметах быта. Даже ступе мастер сумел придать благородную форму. Высушенные росточки льна, пряжа, льняная нить рядом с воробом и ткацким станком, все повествует о том, как тесно связана была жизнь крестьянина с природой, из нее он, благодаря Творца, черпал все необходимое для жизни. Показывая все это детям, говорим: «Вот так вырастали на поле штанишки и рубашки, платочки и полотенца».
Позволяет наш музей побывать и в крестьянской избе. Главная часть крестьянского жилища - Красный угол с божницей, украшенной вышитым полотенцем. Ни одно дело в доме не начиналось без молитвы. Напротив - печной угол с деревянной, гончарной, берестяной утварью. Кочерга, ухват, подойник, кадушки, ушаты, вальки, шайки, короба, крынки - все эти предметы отличает добротность, прочность, тщательность отделки. Они делались в расчете не только на сегодняшний день, переходили по наследству.


Нарядные расписные прялки, ткацкий станок - все говорит о бережливости, трудолюбии и уважении к семейным традициям. Подвесная колыбель, люлька или зыбка, как ее называли в разных местах, помнит ласковые руки матери, качающие дитя; рядом старинный светец напоминает о темных зимних крестьянских вечерах, когда возле тускло коптящей лучины собиралась семья. Не позволяя рукам остаться без работы, все с замиранием сердца слушали самых старших, их благочестивые уста источали сказания о великих святых, о подвигах духовных и ратных. А как близок становится дух замечательных русских сказок, когда наши дети сегодня видят те самые прялки, на каких пряли когда-то «три девицы под окном», короб прямо из сказки о Маше и медведе. Сегодняшний мальчуган надевает его, как будто наполненный пирогами, а кто-нибудь из девчушек тоненьким голоском: «Не садись на пенек, не ешь пирожок…». Можно подставить ладошку под острый конец веретена, вдруг переживешь то же, что спящая красавица.
Буфет, сундук, зеркало, портреты в рамах - такая городская подвижная мебель появилась в интерьере избы в конце XIX века, что говорило о зажиточности семьи. Все предметы подлинные, говорят о мастерстве и трудолюбии русских людей. Здесь можно познакомиться с бытовой культурой русской деревни, узнать, как выглядел тот или иной предмет, из какого материала изготавливался, как был украшен, как использовался в повседневном и праздничном обиходе семьи. Теплом, любовью и покоем веет от старинного интерьера избы, он отличается простотой и целесообразностью.
Но нет покоя людям, желающим лишить Россию ее векового уклада, уничтожить самобытную культуру православной Руси. О русской трагедии 20-го века, когда «власть народная» железной рукой принялась загонять все человечество в свое опутанное железной проволокой счастье, истребляя по пути все несогласное, свидетельствуют бланк следственного документа 1917 года, буденовка красноармейца-безбожника, настольная лампа со стола следователя-чекиста. Некогда могущественная, а в то время обескровленная, превращенная в единую строительную площадку страна с частично уцелевшими обезображенными храмами скоро должна была стать полем битвы с немецко-фашистской Германией. И сегодня любой посетитель имеет возможность посмотреть выцветшую гимнастерку советского воина 1941 года и добротную наводящую ужас своими эмблемами амуницию оккупантов; награды, письма, а самое главное – солдатские молитвословы 1942 года издания, тетрадки жен и матерей, исписанные молитвами. Это было то самое оружие, которое помогло выстоять России в годы Великой Отечественной войны. В селе Озерецком в 1941 году проходили ожесточенные бои. В музее представлены предметы военного времени: военная форма, каски, личные вещи солдат. Не угасал, но укреплялся дух русского человека в годы страшных испытаний.
Послевоенное время второй половины 20 века – видимое торжество антирелигии социализма: поклонение вождям мирового пролетариата, их образами и именами пестрели все улицы и общественные места, им посвящались гимны, праздники и кровавые жертвы, их заповеди объявлялись основой нравственности и морали. Невидимо для многих православная культура продолжала нести в души людей дух жертвенной любви, радости, долготерпения и милосердия, воздержания и кротости, и все это благодаря трудам в тяжелейших условиях конспирации многих православных священников. В музейной экспозиции рядом с пионерскими галстуками и значками, комсомольскими и партийными билетами, денежными купюрами и открытками представлены самодельные иконы – память о вере родителей, а также изображения игумена Никона (Воробьева), архимандритов Иоанна (Крестьянкина), Павла (Груздева), Серафима (Тяпочкина) и Тихона (Агрикова), протоиерея Николая Гурьянова и других подвижников этого времени.
Частые посетители музея - школьники, поэтому музей представляет и некоторые уже забытые предметы из школьного прошлого их родителей : школьную форму, школьную парту, счеты и чернильницу, перьевую ручку.

В церковном историко-краеведческом музее Никольского храма проводится исследовательская работа, изучается русский быт и традиции семьи, история декоративно-прикладного искусства, особенности русской культуры. Регулярно обновляется интерьер, подбирается иллюстративный материал, собирается информация, проводятся встречи с интересными людьми. Музей ведет просветительскую работу, всегда открыт для посетителей.